Назад

Андрей Полосин: курс «Основы российской государственности» должен формировать мировоззрение

Андрей Полосин: курс «Основы российской государственности» должен формировать мировоззрение

Проректор Президентской академии, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин выступил на круглом столе «Разработка и внедрение курса “Основы российской государственности” продолжается: первые специализированные курсы». Участники дискуссии подвели итоги первого года преподавания в вузах дисциплины, разработанной под руководством Академии, и обозначили новые цели и задачи. В частности, вскоре появятся первые три специализированные версии учебного пособия для направлений подготовки Педагогика, Медицина и специальностей Силового блока.

Заседание открыла замминистра науки и высшего образования России Ольга Петрова. Она поблагодарила Президентскую академию, «которая стала ключевым центром управления полетами по курсам “ДНК России” и “Основы российской государственности”. Являясь не только теоретическим предметом, но и обладая большой воспитательной составляющей, курс органично вошел в учебные планы вузов и теперь позволяет связать все наши социо-гуманитарные предметы в единое ядро».

«Вопрос о необходимости разработки курса “Основы российской государственности” в начале 2020-х годов был поставлен самими преподавателями. Стала очевидной необходимость изменений в дисциплинах общественно-гуманитарного блока для студентов, являющихся также гражданами нашей страны, и был сформулирован ряд положений и понятий, закладывающих новые подходы. Сегодня занятия должны и могут восприниматься как информационная составляющая воспитания. Знания, которые мы получаем в ходе обучения, должны обеспечивать задачу формирования мировоззрения», – подчеркнул проректор Президентской академии, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин.

Расширение и углубление курса «Основы российской государственности» в новом учебном году пойдет за счет определения специфики его преподавания на педагогических, медицинских и силовых направлениях подготовки, отметили участники круглого стола.

«Курс выходит за пределы обучения: в нем развивается беспрерывное интерактивное взаимодействие со студентами, появилась научная, образовательная и музейная составляющие. Другое новшество 2024 года – разработка каждым научно-образовательным центром отражения «Основ российской государственности» в курсах философии, социологии, политологии», – рассказал и.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Николай Промыслов.

Доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. Ломоносова Антонина Селезнева подчеркнула, что для формирования мировоззрения студентов «важно не только чтобы преподаватель курса хорошо владел материалом, но и вся среда вуза разделяла эти ценности. Поэтому необходима просветительская работа со всеми, кто работает с молодежью».

Об особенностях курса «Основы российской государственности» для будущих медицинских работников рассказал координатор экспертной группы по разработке курса «Основы российской государственности» для медицинских вузов, доцент РУДН им. Патриса Лумумбы Андрей Иохим. Здесь контент дополнит рассказ о выдающихся российских врачах и медицинских открытиях, а также о таких традиционных ценностях, как милосердие, служение, долг как часть российского культурного кода и о нацпроектах «Здравоохранение» и «Демография».

Идет работа и над правоохранительным направлением курса, дополнил доцент Смоленского госуниверситета, директор организационно-методического и информационного центра по обеспечению внедрения в образовательные программы вузов правоохранительной направленности модуля «Основы российской государственности» Игорь Мазуров: разработка учебно-методического комплекса ведется объединенными усилиями преподавателей, ученых и представителей правоохранительной сферы.

Директор Института социально-гуманитарного образования МПГУ, координатор экспертной группы по разработке курса «Основы российской государственности» для педагогических вузов Дмитрий Ростиславлев подчеркнул важность сохранения методологического единства для всех вузов, учитывая при этом профиль будущей работы сегодняшних студентов.

«Мы добавили к специализированной версии по педагогике шесть задач, связанных с образованием и воспитанием: включили информацию о современной системе образования в России и о великих педагогах, сюжеты о многонациональной и многоконфессиональной культуре нашей страны. Предмет, по нашему убеждению, должен вызывать интерес учащихся, поэтому мы предлагаем им интересные задания и темы: например, брендирование русских городов, отражение культурного наследия в отечественной мультипликации и в русских сказках, что особенно важно для будущих учителей начальных классов. Также будущих педагогов необходимо снабдить инструментарием для преподавания этого курса будущим ученикам», – подытожил Дмитрий Ростиславлев.

Другие новости

1/8

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.